Популярное «Жёлтый рейд» Андре Ситроена

«Жёлтый рейд» Андре Ситроена

«Жёлтый рейд» Андре Ситроена

В конце 1920-х французский промышленник и миллионер Андре Ситроен задумал грандиозную рекламную кампанию для своих усовершенствованных автомобилей — проехать 13 000 километров по Великому шёлковому пути от Средиземного моря до Тихого океана. И сейчас звучит впечатляюще, а тогда это казалось просто невероятным. Андре Ситроен не скупился на подготовку — для него такая рекламная кампания не была первой, в 1924 — 1925 годах организованная им африканская экспедиция "Чёрный рейд" имела огромный успех и стала одним из ярчайших событий в автомобильном мире того времени.

На 1931 год был запланирован новый автопробег "Жёлтый рейд" — грандиозное путешествие от Бейрута до Пекина через Туркестан, Синьцзян и пустыню Гоби. На всё про всё девять месяцев.

Подготовка длилась три года. Готовились и тестировались новые, более тяжёлые и мощные автомобили. Был изготовлен отдельный автомобиль для радиостанции. По ходу движения экспедиции создавались базы продовольствия, заправки и ремонта. И тут уже не обошлось без привычного транспорта — для снабжения автомобилистов было нанято более 600 верблюдов! Отдельную головную боль вызывали согласования с руководством стран, которые планировалось пересечь. Никогда ещё частная компания не вела переговоры с таким количеством правительств разных государств.

Часть маршрута должна была проходить через территорию СССР, однако, после многочисленных уточнений и согласований, советские власти так и не разрешили проезд. В итоге было решено разбиться на две группы, которые должны были следовать навстречу друг другу. Первая группа «Памир» стартовала в Бейруте и дальше через Дамаск, Багдад и Тегеран направлялась в Памир. Вторая группа «Китай» должна была следовать ей навстречу от китайского Тяньцзиня. Обе группы должны были встретиться в Кашгаре, вместе пересечь Китай с севера на юг и через Ханой, Бангкок, Калькутту, Дели, Исфахан и Багдад вернуться обратно в Бейрут.

Успех предыдущего «Чёрного рейда» привлёк в новую экспедицию многих учёных и спонсоров. «Жёлтый рейд» получил статус «Французской научной и художественной трансазиатской миссии», а, например, дорожные сумки и кофры были предоставлены «Louis Vuitton». В каждой группе, кроме научных и технических специалистов, были фотограф и кинооператор. А в группе «Памир» ещё и знаменитый художник — российский эмигрант Александр Евгеньевич Яковлев. 

Самым опасным участком пути был северный Китай, где шли военные действия, а центральная власть была номинальной. Неспокойная советская часть маршрута была исключена.

Несмотря на все сложности, 4 апреля 1931 года группа "Памир" стартовала из Бейрута. Вторая группа вышла ей навстречу. "Памир" прошла территорию современных Сирии, Ирана, Ирака, Афганистана.

Надо сказать, что ближневосточная часть маршрута оказалась самой спокойной. Одновременно она была самой плодотворной для Александра Яковлева, и это притом, что для работы у него было не более трёх часов в день. Как он успевал делать многочисленные наброски, писать официальные портреты и при этом вести довольно подробные дневниковые записи — загадка.

В один из дней А.Е. Яковлев пишет: "Вопрос с моделями даже при длительных остановках разрешается с большим трудом, так как портреты были запрещены Кораном, с одной стороны, а с другой стороны, население не принимает нас с той приветливостью, как нас принимали в центральной Африке. В Персии натыкаешься на желание властей видеть воспроизведённым лишь то, что касается современной Персии, старающейся одеться на европейский лад и принять поверхностно европейский вид".

Но дальше становилось только труднее. Ближневосточный пустынный ландшафт оказался цветочками. Сначала экспедицию одолела 50-градусная жара в Афганистане — моторы постоянно перегревались. А потом группе предстояло пересечь Гималаи. Руководитель экспедиции Жорж-Мари Хаардт выбрал короткий, но самый тяжёлый путь — через перевал Бурзиль к Гилгиту и долине Хунта, а затем через труднодоступные памирские перевалы в Синьцзян. Никаких пригодных дорог там, понятно, не было. Ну, кроме ослиных троп. Местные, услышав планы путешественников, просто подняли их насмех.

Это действительно был самый сложный этап экспедиции. Скорость движения редко превышала 8 км в день. На одном из участков путешественники были вынуждены разобрать вездеходы и перевозить их через горы на мулах. Благо, автомобили были специально приспособлены к относительно быстрому разбору и сборке.

Оцените качество дороги.

Несмотря на всю самоотверженность участников экспедиции, встретиться в намеченной точке им так и не удалось. Группа "Китай" была задержана мятежным китайским маршалом в провинции Синьцзян. Они фактически оказались в заложниках, выручать пришлось по различным дипломатическим каналам.

Встреча состоялась 8 октября 1931 года. И лишь спустя пять месяцев объединенная экспедиция вошла в Пекин. В общей сложности она преодолела 12115 км.

Переход через пустыню Гоби оказался настолько тяжёлым, что доконал руководителя экспедиции. Жорж-Мари Хаардт умер в марте 1932 года в Гонконге, так и не оправившись от полученной пневмонии. Все дальнейшие планы движения в Индокитай были отменены. 4 апреля 1932 года участники миссии отплыли из Вьетнама во Францию. А ещё через несколько месяцев руководитель группы "Китай" капитан-лейтенант Виктор Пуэн покончил с собой. В прессе азиатскую экспедицию стали называть "проклятым рейдом".

Одновременно рекламный эффект от экспедиции был огромный — по возвращении участников чествовали как победителей, отдавая должное и научно-техническим достижениям, и мужеству участников. Это, правда, не спасло Андре Ситроена от разорения. Он потратил на экспедицию колоссальные средства — около 17 млн франков. В 1934 году Ситроен объявил себя банкротом, а ещё через год скончался.

Нам же остались сотни фотографий, дневники, путевые заметки, десятки научных работ, хроники киноленты и, конечно, картины Александра Евгеньевича Яковлева. До 7 июля 2019 года выставку с его работами из "Жёлтого рейда" можно увидеть в галерее "Наши художники" в Москве.